Зоя Бушуева: "Жизнь указала мне путь"
Зою Федоровну Бушуеву знает, пожалуй, каждый ангарчанин. В город нефтехимиков она с семьей приехала в далеком 1964 году. Немало испытаний выпало на долю нашей героини. Выстоять помогло одно важное качество - чувство долга. «Надо! Я старшая!» - говорила Зоя в детстве и брала на себя ответственность за малышей. Сегодня она в ответе за всех ангарских ветеранов.
Военная закалка
- Я свою судьбу не выбирала. Жизнь сама указывала мне путь, а я старалась со всей ответственностью выполнять порученные мне дела, - говорит Зоя Федоровна.
В ноябре ей исполнится 82 года. Из них, шутит она, трудового стажа 80 лет. В семье была старшей, сама еще под стол пешком ходила, а её уже усаживали качать зыбку с младшими ребятишками.
До войны жили с отцом и матерью на кордоне, вот где был рай: кругом лес, рядом пруд. Но счастливое детство было недолгим. 1941 год разделил жизнь на «до» и «после». Семья переехала к бабушке в районный городок Тара в Омской области.
Отца демобилизовали в июле 41-го, а через год пришла похоронка.
- Война - трагедия для всей страны. Взрослые и дети хватанули горя до края. На передовой смерть от пуль и снарядов, в тылу - от голода, болезней, непосильного труда. Сколько раз в краешке от смерти прошли, - вспоминает Зоя Федоровна.
Вместо клубней бросали в землю глазки, очистки - и урожай картошки собирали! Но хватало его ненадолго. Весной спасали лебеда, крапива. Летом щавель собирали, луковицы саранок выкапывали. Выручала корова - Чернушка-кормилица. Траву для неё косили на болотах. Летом - топь, сено не вывезешь. Зимой мать выпросила в леспромхозе лошадь. В помощницы взяла старшенькую Зою. А ей ни одеть, ни обуть нечего. Бабушка замотала ноги простеганными ватниками, вместо подошвы приспособили сено.
Лошадь больная, худая, как скелет, её шатает - того и гляди помрет по дороге. Сена набросали немного, всего несколько навильников, и повезли. Розвальни то в одну сторону наклонятся, то в другую. Мать вела лошадь за повод, а Зоя вокруг бегала, старалась поклажу поддержать, чтобы не выпала. Пока бегала, не замечала холода. Сено тогда довезли, и кобыла дошла до дома живая.
- Когда разделась, увидела, что ногти на руках и ногах черные. Бабушка принесла из кладовки какую-то ледяную жидкость, сунула туда мои руки, ноги. Когда пальцы начали отходить, боль невыносимая. Я орала, вырывалась, а она рядом плакала со мной, но держала крепко. Только тем спасла меня от гангрены, но ногти на руках и ногах сошли.
В школу Зоя смогла пойти только на второй год войны. До обеда - на занятиях, после уроков - в заготзерно, где спасали семена, лопатами перекидывали зерновые кучи, не давали им загореть. Летом заготавливали торф. С соседскими ребятишками бегали разгружать баржи с солью.
- По килограмму, по полкило весь день, как челноки, по узким выходам, тоненьким дощечкам - с баржи на склад и обратно. Учетчик несколько раз взвесит, кто сколько несет. В конце дня выдаст средний вес соли в качестве оплаты. Это было богатство!
С раннего детства она брала на себя ответственность за младших: «Надо! Я старшая!» Однажды, после нескольких голодных обмороков в школе, её отправили в пионерский лагерь немножко подкормить и подлечить. Зоя оттуда сбежала - за малышей испугалась, за брата и сестру: все казалось, что их обижают.
Волшебное слово «Надо!»
После войны работала учеником экономиста в леспромхозе, а потом журналистом в местной районной газете «Ленинский путь» и в типографии.
- Тогда об Ангарске писали в газетах и по радио говорили, звали молодежь строить новый город. Мы с мужем и сыном в 1964 году сюда приехали. Я хотела работать в типографии, но там не было мест. И мне, раз уж я умею печатать на машинке, предложили временно поработать секретарем у заместителя председателя исполкома.
Так Зоя Бушуева оказалась в ангарской городской администрации. В её случае сработала формула «нет ничего постояннее временного». Когда срочно понадобился человек в специальный секретный отдел исполкома, она подошла по всем критериям. Нашелся только один недостаток - беспартийная. Это быстро исправили, приняв её кандидатом в члены КПСС.
- Ангарск был закрытым городом. Под грифом «секретно» находилось много документов не только о промышленных предприятиях, даже карта города с привязкой к реке считалась секретной.
Вопреки сложившемуся мнению о безбедной жизни чиновников в советские времена, Зоя Федоровна рассказывает:
- Жили как все, деньги тянули от получки до аванса. Исполнительная власть, все отделы администрации, Совет народных депутатов, горком КПСС находились в одном здании на площади Ленина. О комфорте не думали. Есть стул, стол, где документы разложить, ручка - и работали.
В 1967 году Московский всесоюзный юридический институт в целях подготовки специалистов для восточных районов страны открыл в Хабаровске факультет «Советское строительство». От Ангарска на учебу решили направить Зою Бушуеву.
- А я упираюсь. Там все так серьёзно, куда уж мне, пугливой деревенской девчонке с аттестатом вечерней школы!
Самым страшным казался иностранный язык. До него ли было ребятишкам в послевоенные годы? Подействовало волшебное слово «Надо!», и она стала готовиться самостоятельно.
Конкурс при поступлении - 11 человек на место, все важные, солидные люди. Из Иркутской области поступили всего три человека: по одному из Иркутска, Братска и она - из Ангарска. Не знала, радоваться или печалиться: пять лет учиться надо! А это поездки на сессии, немалые расходы, бессонные ночи за учебниками, трудами Ленина. Был случай, когда до Хабаровска пришлось добираться на почтовом самолете. Но она все преодолела и диплом юриста получила.
Власть без привилегий
Потом работала инструктором в орготделе, заведующей бюро по трудоустройству. В 1980 году город разделился на районы и её перевели в исполком Центрального района, где избрали председателем.
Кроме основной работы, Зоя Федоровна вела огромную общественную, 15 лет возглавляла Совет женщин. С 2000 года работает в Совете ветеранов.
Труднее всего пришлось в перестроечное время. Рушилось то, что создавали годами. Ей пришлось работать в ликвидационной комиссии.
- Закрывались предприятия, некоторые безответственно выбрасывали на свалку документацию по личному составу работников. Мы заставили всех свезти документы в Ангарский филиал областного архива, - рассказывает она. - Папки лежали навалом, заполняя комнаты от пола до потолка. Мы все разобрали, сберегли. Благодаря этому сейчас многие могут получить справки о стаже и заработной плате.
***
- Какие события в жизни для вас были самые яркие?
- Всесоюзный съезд женщин в Москве в 1979 году. Тогда я побывала в Мавзолее, в Музее космонавтики. Не осуществилась моя мечта детства стать летчицей, зато я встретилась и поговорила с летчиком-испытателем Мариной Попович. Еще раз была в Москве на Всероссийской конференции ветеранов, это случилось в 2010 году.
- Где отдыхали?
- Однажды в Болгарии была руководителем группы, один раз - в Латвии, а в отпуск на Байкал ездила.
- Жильем председателя исполкома обеспечили?
- Да. У меня двушка-хрущевка. Как получила, так в ней и живу.
Зоя Бушуева не относилась к высоким должностям как к возможности получить для себя лично привилегии. Работала, как жизнь требовала. И сейчас считает главным своим делом помощь ветеранам.
Ирина Бритова














