Суд постановил: всем спасибо, все свободны!
Иркутская область впереди России всей по масштабам воровства углеводородного сырья из нефтепроводов. В 2007 году на 700 километрах «Востокнефтепровода» в Приангарье было обнаружено 100 врезок. Вторая в черном списке - «Черноморка»: на 1000 километров «трубы» - 40 врезок.
Почему именно в Иркутской области сложилась столь неблагоприятная обстановка с хищениями нефти? Этим вопросом вплотную заинтересовались в Москве. На совместном совещании представителей ГУВД области и руководителей Службы безопасности «Востокнефтепровода» присутствовал подполковник милиции Е.В. Чугунов, старший оперуполномоченный первого отдела Оперативного розыскного бюро Департамента экономической безопасности МВД России.
Одной из основных причин разгула преступных группировок в топливно-энергетической сфере была названа безнаказанность. На совещании прозвучали следующие цифры: за 2007 год на магистральном нефтепроводе сотрудниками службы безопасности и правоохранительных органов с поличным было задержано 116 человек. Следственным отделам и судам есть над чем работать. Да вот беда - результата нет! По данным преступлениям году было возбуждено 110 уголовных дел, из которых 3 направлены в суд, а остальные 107 приостановлены. К примеру, в Тулуне на базе хранения похищенной нефти удалось взять с поличным девять человек, но дело было приостановлено из-за неустановления лица, совершившего преступление.
Даже если уголовное дело попадает в суд, это не гарантирует того, что виновные будут наказаны. В мае прошлого года в Зиминском районе задержали двух человек, готовящих врезку в нефтепровод. Суд ввиду деятельного раскаяния виновных, застигнутых на месте преступления, прекращает уголовное преследование.
Техника, арестованная в качестве вещественных доказательств во время перекачки и перевозки похищенной нефти, после прекращения следствия возвращается владельцам и по второму разу заходит на нефтепровод.
Вот такой заколдованный круг, в котором крутятся и бесследно пропадают тысячи тонн нефти и сотни миллионов рублей.
Анализ ситуации с хищениями углеводородного сырья в Иркутской области в сравнении с другими регионами России показал, что в Приангарье судебная практика в отношении данной категории дел отличается необычайной гуманностью к правонарушителям.
Для примера рассмотрим, как решаются дела, связанные с хищениями нефти, в республике Башкортостан, Оренбургской и Иркутской областях. Все обвиняемые проходили по статье 158 УК РФ «Хищение, совершенное группой лиц по предварительному сговору».
В суде Хайбуллинского районного суда республики Башкортостан летом прошлого года рассматривалось дело в отношении Николая Дмитриева и Андрея Пешкова. Суд установил, что «действуя согласованно между собой и с группой лиц, скрывшимися от следствия и суда, по ранее обусловленной корыстной договоренности, используя заранее подготовленную несанкционированную врезку в магистральный трубопровод «Салават - Орск», они незаконно проникли в упомянутый нефтепровод. Воспользовавшись конструкцией из шланга, сгонов и шарового крана, поочередно залили сырую нефть, принадлежащую ООО «Уралсибнефтепровод» в полуприцеп-цистерну автомашины КамАЗ под управлением Пешкова и в цистерну, установленную в кузове КамАЗа под управлением Дмитриева. Размер похищенного составил 32 тонны сырья на сумму 164 805 рублей». Автомобили с ворованной нефтью были задержаны на посту ГИБДД при въезде в Оренбург.
В судебном заседании обвиняемые водители пояснили, что не принимали непосредственного участия в изготовлении врезки, о том, что придется вывозить ворованное сырье, поначалу не подозревали. Когда поняли, что их втянули в криминальное дело, отступать было поздно.
Несмотря на искреннее раскаяние, наличие иждивенцев, положительные характеристики с места работы и жительства, суд посчитал необходимым лишить их свободы. Николаю Дмитриеву было назначено наказание сроком на 2 года 8 месяцев с отбыванием в колонии-поселении, Андрею Пешкову - 1 год с отбыванием в колонии-поселении.
Кроме того, за истцом - ООО «Уралсибнефтепровод» признано право на удовлетворение гражданского иска с передачей вопроса о возмещении причиненных убытков в порядке гражданского судопроизводства.
Любителям наживы не помогли уверения организатора преступной группировки, что «ничего не надо бояться - у них везде все схвачено и везде им зеленый свет».
Жестким подходом к преступлениям в топливно-энергетическом комплексе отличаются приговоры в Оренбургской области. В Сорочинском суде 11 марта 2008 года слушалось дело о хищениях с нефтяной скважины. Организатором криминальной группировки выступил Валерий Крюков. Уговорами и обещаниями денежного вознаграждения он вовлек своих знакомых Рината Муллабаева, Олега Рудася, Ильяса Забирова, в ведении которых находились автомобили КамАЗ, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, Радика Сайфутдинова, оператора по добыче нефти и газа на Лебяжинском месторождении, разрабатываемом ОАО «Оренбурггеология», в преступную группу по хищению углеводородного сырья.
Воровать ходили, как на работу. В период с 10 по 15 ноября 2005 года преступники незаконно вывезли 71 тонну нефти. Их задержали при очередной попытке хищения 28 тонн нефти.
В криминальном сообществе четко распределялись обязанности. Группа была обеспечена подложными сопроводительными документами, фальшивыми товарно-транспортными накладными, современными средствами связи. Ворованное сырье сливали в специально подготовленные емкости в наливном терминале ООО «АЗС-Сервис».
Изучив каждый эпизод дела, рассмотрев роль каждого из участников преступной группы, суд назначил наказания в виде лишения свободы: Крюкову - на срок 6,5 года, Муллабаеву и Сайфутдинову - по 5,5 года, Рудасю - 2,5 года. Отбывание наказания для всех подсудимых определено в исправительной колонии общего режима. И только Забирову назначено условное наказание с испытательным сроком два года.
И это еще не все. ОАО «Оренбурггеология» предъявило гражданский иск о взыскании с виновных лиц суммы ущерба в размере стоимости похищенной нефти, который был удовлетворен частично. Виновные в хищении нефти обязаны возместить солидарно в пользу нефтедобывающего предприятия 345 тысяч рублей.
Теперь обратим внимание на то, как рассматривалось дело по той же 158 статье УК РФ в Усольском городском суде 10 апреля 2008 года. В ходе судебного заседания было установлено, что хищение сырья из нефтепровода «Омск - Иркутск» осуществлялось преступной группой в составе семи человек в районе села Сосновка. В группе четко были распределены обязанности: одни воруют, другие караулят, третьи вывозят чужое добро. Однако свои преступные действия подсудимые до конца не довели по не зависящим от них обстоятельствам, так как были задержаны сотрудниками милиции.
Адвокаты заявили ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении их подзащитных по статье 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием, указав в обосновании, что подсудимые полностью признали свою вину, раскаялись в содеянном, ущерба от их действий не наступило (им же не позволили вывезти с места преступления почти 7,5 тонны ворованной нефти), ранее к уголовной ответственности не привлекались.
Подсудимые против прекращения уголовного преследования по указанному основанию не возражали, гособвинитель тоже.
Суд посчитал, что подсудимые перестали быть общественно опасными и постановил: прекратить уголовное расследование!
Всем спасибо! Все свободны!
- Я сам из Оренбургской области, - объяснял на совещании Михаил Николаев, заместитель начальника Службы безопасности «Востокнефтепровода». - Там за хищения нефти люди получают реальное наказание. В прошлом году из двенадцати человек, привлеченных к уголовной ответственности, десять получили сроки лишения свободы, причем четыре человека на срок от 8 до 15 лет. Такая судебная практика дает видимый результат: количество преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса снижается. Численность врезок со 120 в 2006 году сократилась до 2 в 2007-м.
Меж тем в Иркутской области по состоянию на 1 апреля нынешнего года уже обнаружено девять врезок!
Безнаказанность организованных преступных группировок, специализирующихся на хищении нефти, остается на совести правоохранительных органов и судебной власти региона.
Изучив ситуацию с хищениями нефти и судебной практикой в Приангарье, участники совещания постановили: проанализировать опыт работы по данному направлению Оренбургской области и довести полученную информацию Следственного управления ГУВД до исполняющего обязанности председателя координационного совещания руководителей правоохранительных органов и до прокурора Иркутской области И.А. Мельникова.
Также полковник милиции Сергей Шперлинг, исполняющий обязанности заместителя начальника ГУВД по Иркутской области по экономической безопасности, запросил материалы по 107 приостановленным уголовным делам, чтобы еще раз их проанализировать.









