
Папа, дай денег!
Отцы Иркутской области задолжали своим детям колоссальную сумму — 4,8 миллиарда рублей, и с каждым днем долг растет. По этим показателям Приангарье стоит на третьем месте в России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Приставы говорят, что на то есть несколько причин — несознательность граждан, а также заметная разница между среднероссийскими показателями заработной платы и реальными сибирскими. Чтобы хоть как-то возвращать деньги детям, судебные приставы изобретают и вводят все новые способы пропаганды и внушения.
Вот уже семь лет иркутянка Надежда Гильдебрант воспитывает своих детей одна. В 2008 году, после официального развода, на ее иждивении остались дочь Полина и сын Илья.
— Было тяжело и морально, и финансово. Желания помогать их отец не испытывал. Дочери тогда было 4 года, сыну — 6 лет. Мальчика нужно было собирать в школу, девочку — в садик. Везде кроме обязательных затрат требовали скидываться на ремонт и канцелярию. А ведь хочется дать детям все — чтобы были игрушки, увлечения и поездки, чтобы одеты были не хуже других.
На тот момент бывший муж работал в органах внутренних дел, и средства на содержание детей высчитывались у него из зарплаты.
Но в прошлом году он уволился, и с декабря не было ни одной выплаты, ведь официального заработка у него теперь нет. За это время накопилась задолженность около 80 тысяч рублей — согласно расчетам по среднемесячной зарплате.
Сейчас семья из трех человек живет на зарплату матери в 20 тысяч рублей, половина которых уходит на аренду жилья. Алименты в размере 10—11 тысяч, конечно же, облегчили бы жизнь Надежды. Но отец детей не собирается платить их добровольно, объясняя, что не может официально трудоустроиться, а денег с извоза (мужчина работает таксистом) и самому едва хватает. Иркутянке пришлось обратиться к приставам.
Судебные приставы объяснили, что арестовать имущество отца, реализовать его и отдать вырученные деньги детям они не могут — попросту нечего арестовывать. Значит, единственный на данный момент способ воздействия на мужчину — возбуждение уголовного дела. Правда, для этого нужно сделать пару предупреждений, а значит, еще немного подождать. Но Надежда не согласна на такой вариант — не хочет портить личное дело детей судимостью их отца. Говорит, подождет, когда в силу вступит Закон об изъятии у алиментщиков водительских прав.
— Без машины он не сможет, так что деньги сразу найдутся, — надеется иркутянка.
Ситуацию Надежды понимают около 30 тысяч женщин региона. По многим производствам в Иркутской области проводится разыскная работа — устанавливается место официальной работы или неофициальных доходов должников.
Из всего объема производств только 1,5 тысячи человек платят добровольно, хотя у них вообще может не быть официальной работы; и 7,3 тысячи оплачивают алименты путем вычета из заработной платы.
— Сумма задолженности в 4,8 млрд рублей накопилась по нескольким причинам. Если у человека нет никаких доходов, алименты насчитываются по средней заработной плате по России, — поясняет сложившуюся ситуацию заместитель начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Иркутской области Елена Викторовна Солодуха. — Сейчас она составляет около 33 тысяч рублей в месяц. Должники в сельской местности, да и в городах Иркутской области не могут платить такие деньги, потому что это большая, для некоторых даже огромная цифра. Именно поэтому многие скрываются от выплаты алиментов.
Еще одна причина — в отсутствии сознательности граждан, а также в лояльности закона. Это раньше, во времена Советского Союза, должника достаточно было пристыдить в обкоме. Сейчас, когда человек имеет право не работать, устраиваться на заведомо низкооплачиваемую должность и укрывать доходы, переводя имущество на других лиц, бороться со злостными неплательщиками алиментов стало гораздо сложнее. Согласно Конституции, никто не может заставить человека работать — это будет нарушением его прав и свобод.
Привлечь же к уголовной ответственности можно, но не сразу. Спустя первые три месяца неуплаты должнику выносится одно, затем второе предупреждение. После этого он рискует быть осужденным на условный срок. Если и после этого не происходит выплат алиментов, можно привлекать повторно, иногда даже к реальному заключению. Кстати, недавно к лишению свободы за злостное уклонение от уплаты алиментов был приговорен житель Усть-Илимского района. Горе-папашу на пять месяцев определили в исправительную колонию общего режима.
Пока же в числе эффективных мер борьбы с должниками, которые используют приставы Иркутской области, значится ограничение мобильности. Например, запрет на получение загранпаспорта и выезд за границу. В перспективе — изъятие водительских прав. Специалисты надеются: это позволит создать такие условия, что должник сам бросится платить, без всяких напоминаний.
И такое бывает
Восемь месяцев проведет в колонии-поселении 34-летняя жительница Усть-Илимска за уклонение от уплаты алиментов. За пять лет женщина накопила задолженность свыше 330 тысяч рублей. Поисками работы она заниматься не спешила, вела разгульный образ жизни, о своем несовершеннолетнем сыне не заботилась. Ранее уже дважды привлекалась к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание ребенка. Мировым судьей судебного участка № 104 по Усть-Илимску и Усть-Илимскому району женщина была приговорена к исправительным работам. Однако выводов для себя не сделала и продолжила уклоняться от возложенных на нее судом обязанностей. Исследовав все обстоятельства дела, мировой судья пришел к выводу, что исправление горе-матери возможно только путем применения к ней более жесткой меры наказания — лишения свободы сроком на восемь месяцев.
Новые методы
Иркутские приставы используют разные варианты напоминания злостным неплательщикам алиментов о необходимости поддержки их несовершеннолетних детей. Баннеры с фотографиями должников у нас уже были.
А коллеги из Республики Татарстан пошли дальше и разместили на рекламных конструкциях… фотографии детей (разумеется, с согласия мам), чьи папы систематически забывают платить алименты.
Да еще и слоган пропечатали соответствующий — «Их папа укрывается от алиментов». Приставы надеются, что должники не смогут спокойно выдержать такое психологическое давление.
Новости похожей тематики
- Счёт идёт на миллиарды
- Иркутская область по-прежнему входит в тройку регионов-лидеров по абсолютному числу должников среди алиментщиков
- Иркутская область вошла в число лидеров по невыплате алиментов
- Средний возраст вступления в брак в Иркутской области составляет 26 лет
- Больше рожать и меньше жениться стали в Иркутской области
- В 2021 году 18 жителей Иркутской области привлечены к ответственности за жестокое обращение с детьми
- Чаще жениться стали жители Иркутской области
















